Главной темой ближайших недель будут местные выборы. Они пройдут уже 25 октября по всей территории Украины. Их результаты будут иметь много последствий: от судьбы реформ децентрализации и местного самоуправления до отношений центральной власти с регионами на следующие пять лет.
Читайте также Кто идет в мэры Киева: список и рейтинг кандидатов
Эти результаты будут непосредственно влиять на наши жизни и комфорт, решения наших проблем. Среди тех, которые, по мнению украинцев, больше всего волнуют: медицина, образование, дороги, экономика и рабочие места, а также борьба с коррупцией. Это те процессы, на которые могут влиять местные депутаты и главы общин, и по крайней мере частично решать их.
В Киевской области 25 октября проведут выборы в 77 советов: областной, 7 районных и 69 территориальных общин (24 городских, 23 поселковых и 22 сельских). В территориальных общинах выберут глав общины, которые возглавят исполнительные комитеты-органы местных советов, которые реализуют их решения.
Это значительное количество должностных лиц, в частности депутатов советов. Количество депутатов определяется по принципу: чем больше избирателей – тем большее количество лиц будет их представлять.
Но что они делают? И зачем вообще нужны? Ответы на эти и другие вопросы читайте на сайте 24 канала.
Областные и районные советы
Избирать депутатов Киевского областного совета будут избиратели, проживающие в Киевской области. Поскольку Киев как столица не относится к Киевской области, то киевляне не будут голосовать за депутатов областного совета.
По данным Центральной избирательной комиссии, участие в голосовании в областной совет смогут принять более 1,463 миллионов избирателей, что составляет более 81% всех жителей Киевской области. Поэтому в областном совете будет 84 депутата.
Выборы в районах пройдут по новому административно-территориальному делению – в августе 2020 года парламент принял решение об их укрупнении. Вместо 25 районов в Киевской области создали 7: Белоцерковский, Бориспольский, Броварской, Бучанский, Вышгородский, Обуховский и Фастовский. Наибольшее количество избирателей в Белоцерковском районе – почти 350 тисяч, поэтому в районном совете будет 54 депутата. В Бучанском районном совете тоже будет 54 депутата, хотя количество избирателей составляет 287 тисяч. В остальных пяти районных советах будет по 42 представителя.
Местные выборы 2020 на Киевщине / Инфографика Центр совместных действий
Полномочия областных и районных советов сходны, но распространяются на область и район соответственно. Едва ли не самым важным среди них является принятие бюджета. Его проект готовит глава государственной администрации, которого назначает президент по представлению правительства.
Областные и районные бюджеты формируются за счет поступлений из государственного бюджета (субвенций, дотаций) и налогов. Из областного бюджета Киевской области в 2019 году осуществили расходов почти на 10 миллиардов гривен, хотя в 2015 году они составляли 5,6 миллиарда. Такая разница в средствах появилась благодаря реформе децентрализации. После ее завершения местные бюджеты должны стать еще большими.
Эти средства распределяются между бюджетами общин на выполнение совместных социально-экономических, культурных или иных программ, которые являются важными для региона, поддержку и развитие областной или районной инфраструктуры, предприятий, школ, университетов и так далее.
Областные и районные советы контролируют работу представителя государства на территории области. Они могут требовать отчеты от главы государственной администрации и прокурора, руководителя органа полиции, обжаловать решения президента, органов исполнительной власти, которые ограничивают полномочия депутатов. В случае, если между главой государственной администрации и представителями общины – конфликт, депутаты могут объявить такому представителю государства недоверие. Если за это проголосуют две трети депутатов – он должен автоматически уйти в отставку.
Так сделали в Кагарлыкском райсовете, когда в августе 2017 года объявили недоверие главе государственной администрации – Виктору Коляде. Поскольку за решение проголосовали две трети депутатов, шансов остаться на посту у него не было.
Не менее важным есть полномочия управлять объектами совместной собственности территориальных общин. Это могут быть школы, предприятия, аэропорты, библиотеки и тому подобное. Так, Киевский областной совет управляет Киевской областной клинической больницей, Киевским областным кардиологическим диспансером, предприятиями, которые предоставляют услуги по тепло- и водоснабжению: "Бородянкатепловодоснабжение", "Кагарликтеплосеть", "Ирпеньтеплосеть" и др. А к примеру, на балансе Обуховского районного совета – Мемориал памяти жертв Голодомора.
Территориальные общины Киевщины
Реформа децентрализации заключалась в создании таких административно-территориальных единиц, которые могли бы себя финансово обеспечить и меньше зависеть от государственного бюджета. Такой единицей стали территориальные общины – объединение нескольких сел, поселков или городов, с единым советом и председателем, а потому и бюджетом.
Как уже упоминалось, в Киевской области создали 69 территориальных общин: 24 городских, 23 поселковых и 22 сельских. Наибольшим по количеству избирателей является Белоцерковская ОТГ, в которой их зарегистрировано более 155 тисяч. Поэтому в тамошнем совете будет 42 депутата. По 38 депутатов будет в Броварской, Фастовской и Ирпенской ОТГ, в которых проживают почти 93 тысячи, 56 тысяч та 51 тысяча избирателей соответственно. В общинах, в которых проживает менее 10 тысяч избирателей, будет по 22 депутата. В Киевской области таких 24 общины, в частности наименьшая – Томашевская ОТГ, с количеством избирателей около 3,5 тисячи.
Важно В Украине ликвидировали почти 500 районов и образовали новые: полный список, карта
Выборы в советы общин и их председателей особенно важны, поскольку именно эти структуры смогут повлиять на ситуацию в обществе, улучшить ее или наоборот – усугубить проблемы. Например, для жителей Броваров наибольшими проблемами являются малое количество школ и дошкольных учебных заведений, качество коммунальных услуг, дорог, большое количество бездомных животных и коррупция. И на все эти вещи могут повлиять органы местного самоуправления.
В сфере образования органы местного самоуправления на уровне общин управляют сетью коммунальных учреждений образования, формируют образовательную политику и финансируют ее. Это означает, что именно они могут создавать, ликвидировать или реорганизовывать детские сады, школы и даже университеты. Также они могут финансировать ремонт или утепление школ, техническое обеспечение, закупку учебных материалов и тому подобное. Также местные власти могут доплачивать педагогам, выделять средства на олимпиады, конкурсы, финансовую мотивацию лучших школьников и тому подобное.
Если в общине ученики учатся в три смены, в одном классе учатся по 40 человек и недостаточно преподавателей – вопрос к местной власти, что они планируют делать для того, чтобы исправить ситуацию?
Также в их силах влияние и на сферу жилищно-коммунального хозяйства. Исполкомы устанавливают тарифы на вывоз бытовых отходов, проезд в общественном транспорте, стоимость парковки в черте города, централизованного водоснабжения и водоотведения (для предприятий с годовым объемом водоснабжения до 300 тысяч и водоотведения 200 тысяч куб. м) и теплоснабжения (для предприятий, годовая выработка тепловой энергии которых не превышает 170 тысяч ГКал).
Полезно Как экономить на услугах ЖКХ: Назван самый простой способ
Прорвало трубу? Заливает подъезд? Это тоже вопрос к местной власти: когда в последний раз ремонтировали инфраструктуру, как быстро работают коммунальные предприятия, которые должны этим заниматься, выделены ли средства в бюджете общины на ремонт или замену труб?
Дыры на дорогах местного значения тоже должны волновать в первую очередь местную власть, ведь она может строить, реконструировать и ремонтировать улицы и дороги. Именно они ответственны за развитие дорожной инфраструктуры, ремонт текущих дорог, созданию дорожек для велосипедистов и пандусов для маломобильных людей.
Бездомные животные – проблема многих общин в Украине, но бороться с ростом их количества надо гуманными методами. Местные власти могут принять программу регулирования численности бездомных животных, в которых должны определить, как исправлять ситуацию. Из местного бюджета могут выделить средства на стерилизацию животных, обучение владельцев животных и содержание животных в специальных приютах.
Бороться с коррупцией органам местного самоуправления труднее, но для этого существуют специальные органы национального уровня: полиция, прокуратуры, Национальное антикоррупционное бюро, Высший антикоррупционный суд и тому подобное. Но местная власть может сделать прозрачными процедуры принятия и реализации решений, привлекать жителей общины к обсуждению важных инициатив депутатов, отчитываться перед избирателями за сделанную работу.
Глобально это не решит проблемы, но люди будут больше доверять власти, которая не боится показать, что она делает.
Читайте также Спецоперация в Белой Церкви: полсотни обысков, 12 задержанных и много оружия – что творилось в городе
Белая Церковь, например, по результатам исследования организации Transparency International находится на 10 месте в рейтинге прозрачности 100 крупнейших городов Украины, существенно опередив Киев.
На реализацию всех этих замыслов необходимы немалые средства. В 2019 году Белая Церковь осуществила расходов на почти 1,9 миллиардов грн, Бровары – 1,4 миллиарда, Ирпень – 1,2 миллиарда, Фастов – 524 миллиона. Именно эти средства можно направить на строительство школ, ремонт дорог, содержание инфраструктуры и тому подобное.
То что делать?
Прежде всего, относиться к своему гражданскому долгу ответственно, и 25 октября голосовать взвешенно. Президент и нардепы далеко и должны заниматься глобальными делами. Депутаты и председатель общины значительно ближе и лучше знакомы с местными проблемами.
Эти люди будут управлять общиной следующие 5 лет. И каждый голос повлияет на результат.
Автор – Олег Савичук, аналитик Центра совместных действий